Скважины требуются не только нефтяникам, а тоннели — не только автомобилистам. Для прокладки самых разных коммуникаций необязательно рыть траншеи — можно протянуть кабели и трубы сквозь толщу грунта, дешевле и быстрее. Копать придется лишь две ямы, чтобы разместить там оборудование, поэтому ущерб окружающей среде будет минимальный. Но чаще всего рациональность такого метода обнаруживается при пересечении коммуникаций — когда надо проложить трубу прямо под дорогой или возле других инженерных сетей. Можно даже под речкой магистраль сделать, причем, не затопив тоннель.
На бурошнековое бурение цена зависит в основном от длины и диаметра подземной магистрали. Чем сложнее грунт и тяжелее условия работы — тем дороже будет каждый погонный метр. Для бытовых нужд обычно прокладываются тоннели длиной в десятки метров. Выбор оборудования определяется объемом работ: сначала делаются расчеты, по ним определяются достаточные характеристики буровой машины. Если ее мощности не хватит — придется демонтировать и ставить другую, теряя время, а если мощность окажется избыточной — прокладка магистрали обойдется неоправданно дорого.
Как это делается
На входе и выходе бура копают рабочие котлованы. Размеры этих ям зависят от габаритов бурильной установки. После подготовки места, туда опускается оборудование, обустраивается и регулируется для работы. Стоит упомянуть, что бурение выполняется с высокой точностью — можно вывести сквозной микротоннель строго куда надо.
Самый первый проход линии выполняется управляемой головкой. Диаметр отверстия после нее мал, дальше его расширяет шнек до нужного размера. Одновременно продавливается обсадная труба. Следом устанавливают рабочий элемент. Управляет процессом бурения компьютер, по заданной программе — человек лишь предварительно рассчитывает и задает параметры.
Никто не гарантирует, что бурение обойдется без сюрпризов. Самый частый случай — когда бур натыкается на твердые инородные включения. В технологической карте указываются опасные зоны, с учетом рельефа местности и состава встречающихся горных пород. Также важно наличие любых построек над зоной бурения — можно наткнуться при проходке скважины на сваю или еще что-нибудь. Если преодолеть или устранить препятствие не получится — придется прокладывать линию в другом месте.