разработка котлованов
разработка котлованов

При проведении работ связанных с разработкой грунта могут применяться специальные экскаваторные машины с большой вместимостью ковша. Во время работы с грунтом, который имеет высокий уровень несущей способности, применяются экскаваторы с колесным ходом.

Разработка грунта экскаваторами производится методом проходок. Их численность и размер должны быть предусмотрены в плане и специально разработанной технической карте, которые составляются индивидуально для каждого строительного объекта с учетом размеров построек.

Очень часто при разработке грунта используются одноковшовые экскаваторы. Рабочий цикл такой техники рассчитывается путем суммирования индивидуальных операций, таких как: время заполнения ковша и время на загрузку/выгрузку и забой.

Во время разработки грунта в забое экскаватор передвигается, те участки, которые он отработал, называют проходками. По пути продвижения экскаватора создаются продольный и диаметральный вариант разработки грунта.

Продольный вариант разработки состоит из разработки выемок проходками, направляющимися в зависимости от самой большой стороны выемки. Также при работе по разработке грунта используется лобовой забой, используют его только в том случае, когда разрабатывается въезд к выемке. Во время использования лобового забоя грунт разрабатывается на весь размер проходки.

Что касается диаметрального варианта, он используется во время разработки выемок с отсыпанием грунта по тому курсу, который будет перпендикулярен оси выемки. Такой способ обычно применяется во время разработки длинных выемок с отсыпкой кавальеров.

Существуют такие виды выемок, которые необходимо разрабатывать боковым забоем с продвижением спецтранспорта и экскаватора на одной полосе. Бывают случаи, когда для того чтобы перейти к разработке боковым забоем требуется выкапывание специальной пионерной траншеи. Когда экскаватор начинает разработку такой траншеи, ему необходимо опуститься ко дну забоя по специальной площадке. В том случае, когда высота разгрузки экскаватора превышает или равняется глубине выемки, пионерная траншея разрабатывается боковым забоем с продвижением спецтранспорта на расстоянии 1,5 метров от краев выемки.

Размер глубины некоторых выемок может превышать предельно допустимую глубину забоя для имеющегося экскаватора, такие выемки разрабатываются в несколько ярусов. При том, что первый ярус разрабатывается точно так же как и последний.